Это Собянин. Троллейбусный погром

September 6, 2018

Одним из самых негативных проектов политики Собянина стала ликвидация троллейбуса в Москве. За годы его правления было отменено или заменено автобусами более 40 троллейбусных маршрутов, — примерно половина сети. Поголовье подвижного состава было сокращено также примерно в два раза, а ещё были закрыты три троллейбусных парка и заводы (МТРЗ и ЭМОЗ), ремонтировавшие троллейбусы и производившие оборудование для них.

/uploads/image/Troll_cards_№1.jpg

О своей «антитроллейбусной» политике Сергей Собянин дал понять практически сразу, когда в 2010 году в первой программе борьбы с пробками поставил пункт «Ликвидация троллейбусов с центральных улиц». Тогда это вызвало бурю возмущений, и тему попытались замять. Одним из первых уволенных глав департаментов стал Василий Кичеджи, выступавший за сохранение троллейбуса, причём отставка состоялась всего спустя месяц после вступления Собянина в должность. Довольно скоро закупки новой техники практически прекратились, и начали закрываться первые маршруты. С 2014 начались первые серьёзные «погромы» — были закрыты линии по Покровке и Пятницкой улицам. А в 2016 году этот пункт программы в отличие от других, более позитивных, был практически полностью выполнен — в два этапа было отменено 12 маршрутов внутри Садового кольца и на самом Садовом кольце. Именно тогда с улиц города исчезла легендарная «Букашка». Её изначально планировали вернуть, однако в последний момент Департамент транспорта передумал.

Троллейбус в центре города закрывался под предлогом реконструкций улиц с концепцией «Чистое небо», которая подразумевала отсутствие любых проводов, в том числе троллейбусных. Однако в 2017 году закрытия вышли за пределы центра и пошли массово по всему городу. Полностью остались без электрического транспорта Шереметьевская и Нижегородская улицы, Дмитровское шоссе, район Измайлово.

Преимущества троллейбуса перед автобусом очевидны: это и экология, и экономика, и больший срок службы. Троллейбусные двигатели не вибрируют, а сами троллейбусы плавно разгоняются и ездят намного тише автобусов. Каждая замена троллейбусного маршрута автобусом — ухудшение качества обслуживания пассажиров. Кроме того, автобусы из воздуха не берутся — на каждую замену машины снимаются с других маршрутов, где вырастают интервалы движения. Помимо прочего, троллейбусы эстетически более интересны и привлекательны, чем автобусы — этот незначительный, казалось бы, аргумент может стать вполне ощутимым, если мэрия хочет сделать общественный транспорт привлекательней.

http://static2.keep4u.ru/2018/09/06/5153cc852ea1831f7.jpg


В 2016 году мы организовали масштабную кампанию «Москвичи за троллейбус», во время которой собирали подписи за его сохранение. Даже сотрудники самого Мосгортранса обращались с открытыми письмами Мэру и Президенту. В январе 2017 года почти тысяча человек вышли на Суворовскую площадь с плакатами и лозунгами в защиту троллейбуса, но мэрия наотрез отказалась слушать доводы в его пользу, подменяя их ложными фактами в духе «автобусы экологичней троллейбусов».

Троллейбусная сеть Москвы — крупнейшая в мире, что уже является поводом для гордости. Но главное, что эта сложная система, состоящая из подстанций, парков, и обширной кадровой базой имеет огромный потенциал для развития электротранспорта. Благодаря ей можно было бы в течение 5-10 лет полностью отказаться от дизельного общественного транспорта, заменяя постепенно автобусные маршруты на троллейбусы, или электробусы, заряжающиеся от контактной сети, а треть автобусных маршрутов можно было бы заменить троллейбусами с автономным ходом уже хоть сейчас.

Тем не менее, перспективы троллейбуса в Москве крайне печальны. Крупнейшая в мире сеть совсем скоро может уже исчезнуть полностью. Мэрия в упор не хочет использовать её потенциал для внедрения машин с длительным автономным ходом. Вместо этого планируется дальше заменять троллейбусы автобусом и закупать электробусы, заряжающиеся на конечных станциях — технология сырая и неотработанная.

Рациональных объяснений подобному вредительству сложно найти. Сегодня по всему миру города ищут способы развивать электротранспорт, и многие из них сожалеют об утраченной в своё время троллейбусной сети. Москве с самой крупной сетью очень повезло с возможностью не наступать на те «грабли», а использовать мировой опыт. Все проблемы троллейбуса, связанные с недостаточной «юркостью», вызваны устаревшей на уровне 50-х годов инфраструктуры. Они легко решаются довольно небольшими средствами, необходимыми для покупки современных стрелок и поворотных кривых — и то и другое производится в России. В любом случае, будет грустно, если Москва лишится своего символа — синего троллейбуса, про который пел ещё Окуджава. Троллейбус давно прижился в городе, и уже стал неотъемлемым атрибутом московского пейзажа. Для того ли снимали в своё время у нас трамвай, и заменяли его на троллейбус, чтобы троллейбус теперь повторил то же самое?


Хроника погрома

2010 — спустя месяц после вступления Собянина в должность уволен глава Департамента транспорта и связи Василий Кичеджи, выступавший за сохранение троллейбусов.

2010 — в «Перечне первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем города Москвы по элементам транспортной системы», опубликованном 10.11.2010, отдельным пунктом стоит ликвидация троллейбуса с центральных улиц.

2011 — По состоянию на декабрь 2011 года в Москве 1631 троллейбус. При обустройстве пешеходной зоны на Рождественке сняты провода, не использовавшиеся с 2003.

2012 — Запланированная достройка троллейбусного парка в Митине не состоялась.

2013 — Площадка в Митине уходит не под троллейбусный, а под автобусный парк. Временно используется для хранения газовых автобусов. Прекращаются закупки новых троллейбусов.

2014 — Директор Мосгортранса Михайлов заявил, что «приобретение меньшего количества троллейбусов связано с разработкой плана реформирования троллейбусного движения до 2020 года, предусматривающего вывод из эксплуатации троллейбусов и замену подвижного состава на автобусы».

2014 — Начинаются первые снятия маршрутов. В связи с реконструкцией Маросейки и Покровки троллейбус №25 заменён автобусом Т25.

2015 — Снята линия на шоссе Энтузиастов от Новогиреевской улицы до Свободного проспекта. Демонтированы провода на нескольких улицах внутри Садового кольца.

2016 — Начало «Большого троллейбусного погрома». Закрыто 17 троллейбусных маршрутов. Списано и передано в другие города около 170 машин.

2017 — Списано и передано в другие города 245 троллейбусов. Закрыто 22 маршрута троллейбуса.

2018 — запланирована полная ликвидация троллейбусов к 2020 году — троллейбусные парки перепрофилируют под обслуживание дизельных автобусов.

Материал подготовлен Георгием Красниковым.



Сбор регулярных пожертвований в Красногорск
Собрано 100 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему