Из самого опасного в безопасный: как изменить перекрёсток Каширского шоссе и ул. Шипиловской

July 27, 2018

Данные ГИБДД свидетельствуют о том, что за три года на пересечении Каширского шоссе и Шипиловской улицы произошло 23 ДТП с пострадавшими и одним погибшим. Этот перекрёсток — самый аварийный в Москве. Мы поставили задачу разобраться в причинах этого и предложить изменения для повышения безопасности.

Каширское шоссе в этом месте сейчас представляет из себя обычную вылетную магистраль: 7 полос для автомобилей в обоих направлениях, автобусные полосы и 2 трёхполосных дублёра. В мае здесь появилась важная точка притяжения — торговый центр — и пешеходные потоки резко увеличились до 360 человек/час. Водители и инфраструктура к такому повороту событий оказались не готовы.

Все эти проблемы были замечены во время двух наблюдений в мае и июле 2018 года. Весной 12 волонтёров Городских проектов в 3 смены на протяжении 4 недель исследовали этот перекрёсток. Была выявлена самая опасная зона — пересечение западного дублёра Каширского шоссе с Шипиловской улицей. Затем было проведено изучение потоков при помощи съемки с квадрокоптера.


Каковы основные проблемы перекрёстка?

Все основные проблемы можно объединить в несколько групп. Например, с точки зрения пешеходной инфраструктуры: длинные фазы ожидания зелёного сигнала для пешеходов, отсутствие навигации (в том числе в подземных переходах), неудобный тротуар на восточной стороне из-за располагающихся там автомойки и заправки. Для автомобилистов запрещён левый поворот с Каширского шоссе на Шипиловскую при движении из области (автомобили все равно поворачивают, нарушая), где-то ширина дорог избыточна, а где-то её не хватает. Разделительный барьер заканчивается рано, в 2017 даже было ДТП с машиной, выехавшей на встречную полосу. Велоинфраструктура представлена двумя велопарковками у торгового центра, маршрутов общественного транспорта много, но они дублируют друг друга и ходят очень редко, а на самом перекрёстке нет ни одной остановки.

Мы собрали полученные при исследованиях результаты, проанализировали их и разработали предложения по улучшению транспортной инфраструктуры этого перекрёстка. Вот некоторые из них:

  • Изменить схему пофазного разъезда, включив после фазы 2 дополнительную фазу 2.1 (дублирующую фазу 1) и разрешив пешеходам переходить дублеры Каширского шоссе в фазах 2.1 и 4.

прим. ред. Пока мы готовили доклад, ЦОДД сделал именно то, что мы просим. Теперь для пешеходов есть дополнительная фаза зелёного для перехода.

  • Разместить в подземных переходах через Каширское шоссе навигационные схемы.
  • Снизить плату за парковку вдоль западного дублера Каширского шоссе, чтобы обеспечить её заполняемость.
  • Перенести автобусную остановку «Шипиловская улица» (в сторону области) ближе к пешеходным переходам через дублёр и основной ход Каширского шоссе.
  • Ликвидировать остановочные карманы на всех автобусных остановках на Каширском шоссе.
  • Организовать координацию светофорных циклов перекрёстков Шипиловской улицы с Каширским шоссе и улицей Генерала Белова таким образом, чтобы автомобили, едущие по Шипиловской с запада на восток, беспрепятственно пересекали улицу Генерала Белова.
  • Организовать дополнительные пешеходные переходы через дублеры Каширского шоссе у выходов из подземного перехода, которые сейчас обращены в никуда. Разрешить движение пешеходов в тех же фазах, что и на существующих переходах.
  • Расширить проезжую часть Шипиловской улицы западнее перекрёстка на 1 метр, разметить ее на 3 полосы к перекрестку и 1 от перекрёстка. Обеспечить правый поворот на западный дублер Каширского шоссе по безопасной траектории.
  • Разработать схему велосипедного движения в пределах района Орехово-Борисово.
  • Реформировать маршрутную сеть общественного транспорта.
  • Изменить конфигурацию дублеров Каширского шоссе, уменьшить ширину проезжей части, выделить парковки, пешеходные переходы сделать приподнятыми, искривить проезжую часть перед переходами.
  • Снести заправку, мойку и шиномонтаж между гостиницей «Милан» и Шипиловской улицей. На освободившейся территории организовать остановку общественного транспорта и автомобильный проезд для оттянутого левого поворота с восточного дублера Каширского шоссе на Шипиловскую.


С этими предложениями мы обратимся в ЦОДД, мэрию и лично Сергею Собянину. Мы подготовили письмо с предложениями изменить ситуацию на этом перекрёстке. Полностью отчет и предложенные мероприятия можно увидеть тут:


В июле мы начали летнюю практику, в ходе которой будем таким же образом исследовать ещё 10 улиц Москвы. Записаться и помочь нам можно тут.


Сбор регулярных пожертвований в Красногорск
Собрано 100 из 25 000 рублей
Исследование опасных улиц, эпизод 0: Каширка
Текущий проект

Летом 2018 года мы провели серию исследований, цель которых — найти причины ДТП и разработать проекты изменений на улицах, где люди погибали под колесами машин. Эти исследования — практическая часть программы Vision Zero (Ноль смертей), направленной на изменение отношения к смертям на дорогах.

Сбор регулярных пожертвований в Красногорск
Собрано 100 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему