Автор — директор отдела исследований портала Mobility Lab. Повествование от первого лица. Оригинал
Я наблюдал за электровелосипедами несколько лет, прежде чем решился купить себе такой, чтобы повысить свою мобильность в таком загруженном городе, как Вашингтон. Не было достаточного количества веломастерских, которые могли бы справиться с чем-то сложнее обычного велосипеда. Технологии аккумуляторов не были достаточно развиты, чтобы на одном заряде можно было проехать весь город в оба конца. Мой первый электровелосипед было тяжело чинить, и я, к счастью, вернул его с полной компенсацией от немецкого производителя, калифорнийского оптовика и продавца в Вашингтоне.
Но в этом году я попытался снова. После тест-драйвов нескольких электровелосипедов и поиска в интернете (а принимать так решение всё равно боязно, несмотря на сайты, которые могут помочь с поиском), я купил себе великолепный Magnum Metro.
Я никогда не встречал людей, которые, покатавшись на электровелосипеде, не сказали бы, что это изменило их жизнь. Проблема в том, что на самом деле не так много людей ездит на электровелосипедах. Рынок США в 2017 году вырос только на 25% — там было продано 263000 электровелосипедов. Такими темпами заметное повышение числа людей, использующих велосипед для каждодневных целей вроде поездок на работу, в кафе, или на встречу с друзьями, займёт много времени.
Но есть и хорошие новости. Новые варианты городской мобильности вроде Убера, проката электросамокатов, велопроката без станций и, возможно, в будущем, беспилотных шаттлов может выветрить автомобилецентризм из сознания людей. Электровелосипеды могут сыграть важную роль во всё более населённых и загрязнённых городах, если станут тем видом транспорта, который обеспечит переход от плохой привычки к более здоровым, устойчивым, доступным, да и просто весёлым вариантам.
Конечно, если все велосипеды в мире сейчас вмиг заменить на электровелосипеды, для окружающей среды ничего хорошего не будет. Но поскольку езда на электровелосипеде менее требовательна к уровню физической подготовки людей (на них проще забираться в гору и преодолевать большие расстояния), люди могут отказаться от автомобилей в пользу электровелосипедов.
Звучит надуманно, но исследования показывают иначе. Обширное исследование 1800 пользователей электровелосипедов в США показало: большинство участников начало использовать электровелосипеды, чтобы снизить автомобилепользование.
«Что особенно поражает — сколько человек указали, что хотели избежать мороки от вождения», говорит об исследовании одна из авторов журнала Bicycling Селин Йигер. «28% респондентов заявили, что купили электровелосипед специально, чтобы заменить поездки на автомобиле. Другие отметили переход к стилю жизни без машины — они используют велосипед для перевозки грузов и детей, чтобы избежать хлопот с парковкой и трафиком, быть более ориентированными на окружающую среду, и использовать более эффективный с точки зрения стоимости вид транспорта».
Но американцы (и россияне — прим. пер.) покупают электровелосипеды гораздо меньше, чем китайцы и прочие европейцы. Wall Street Journal в 2016 году приводил цитату эксперта-транспортника, который утверждал, что 60% произведённых в Китае аккумуляторных батарей предназначались для электровелосипедов. Это много.
Как это можно исправить? Можно говорить людям о преимуществах электровелосипедов (чтобы помнили, что они тоже полезны для здоровья). Можно бороться за велоинфраструктуру — её улучшение приводит к увеличению количества велосипедистов на улицах города.
Мой личный опыт подтверждает это исследование. Я купил электровелосипед, чтобы комфортней и эффективней ездить по оживлённым улицам города. Я стал реже пользоваться машиной, и теперь мои 27 км на работу и обратно зачастую становятся лучшим отрезком моего дня.