Вы можете изъездить весь Люксембург всего за два часа, посетив виноградники у реки Мозель на востоке, извилистые долины Арденн на севере и чудесные деревенские поля с замками и старыми фермерскими домами, расположенными в центре герцогства. Но те же два часа могут быть потрачены и на простую поездку на работу и обратно, поскольку в одноименной столице пробки на дорогах не являются редкостью. В конце прошлого года Люксембург оказался в заголовках новостей после объявления о том, что с 1 марта 2020 года проезд на общественном транспорте станет бесплатным. Выгоду из извлекут как местные жители, которых в Люксембурге 602 тысячи, так и люди, приезжающие сюда на работу из соседних стран — это еще 175 тысяч человек. Бесплатный проезд распространяется также на туристов – в год их приезжает чуть больше миллиона. Но что стоит за этим решением и чего оно позволит достичь?
Бесплатные билеты против бедности
За последние четыре десятилетия население Люксембурга выросло почти на 240 000 человек. Число работающих выросло с 161 000 в 1998 году до 427 000 в 2018 году, что отчасти объясняется ростом числа иностранных работников на 168%.
Если смотреть на статистику владения личным транспортом, то в процентном соотношении с числом жителей Люксембург является лидером Европейского союза. На своем авто на работу ездит больше 60 процентов населения, а на общественном транспорте — только 19.
Тем не менее, по словам министра по вопросам мобильности Франсуа Боша, борьба с пробками и улучшение экологической ситуации не являются основными мотивами для перевода общественного транспорта на бесплатный режим работы: «В первую очередь, это социальная мера. Она нужна, чтобы остановить увеличение разрыва между богатыми и бедными. Для людей с низкими зарплатами цены на общественный транспорт весьма ощутимы, и поэтому самым простым решения проблемы будет отмена какую-либо платы в принципе».
Люксембург принято считать богатой страной — среди стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) здесь самая высокая среднегодовая зарплата. Но уровень бедности растет. Согласно люксембургскому бюро статистики, 10 процентов населения живут на 1011 евро в месяц. 13 процентов рабочих и почти 10 процентов пенсионеров рискуют оказаться за чертой бедности.
Бесплатный общественный транспорт — лишь одна из составляющих пакета социальных инициатив, которые в этом году намерено принять переизбранное правительство. Среди других изменений: повышение уровня минимальной зарплаты, пенсионные корректировки и финансовые субсидии на высшее образование.
«Прекрасная идея»
«Бесплатный транспорт — это прекрасная идея», — считает М’Барек Рабии, который работает в оптовом рынке. Он в разводе, имеет 12-летнего ребенка и получает минимальную зарплату размером 1770 евро (после вычета налогов). Каждый месяц 900 евро уходят на аренду жилья, и еще 50 на общественный транспорт. По его словам, купить абонемент за 400 евро он не может. «Отмена платы и повышение порога минимальной зарплаты поможет людям с небольшим уровнем дохода», — верит он.
Но побудить водителей пересесть на общественный транспорт будет нелегко, поскольку многие считают его неудобным. По вечерам Фатима Брага убирается в домах и офисах, тоже за минимальную плату. В перерывах между выполнением заказов она отправляется домой, чтобы позаботиться о своей собаке. «Бесплатный транспорт может сэкономить мне кучу денег, которые сейчас тратятся на машину. Но с другой стороны, вместо 50 минут на машине я буду тратить полтора часа на автобусе», — говорит Фатима.
Для людей с более высоким доходом смена транспорта выглядит еще менее привлекательно. Анна Клейн преподает немецкий язык в старшей школе в Ламадлене, который находится 30 километрами южнее ее дома в Люксембурге. Утром ее поездка на работу занимает лишь полчаса, поскольку Анне получается пропустить час-пик. Если она едет в школу во второй половине дня, когда трафик нарастает, время поездки удваивается, но и это для нее — еще не аргумент в пользу общественного транспорта. «Чтобы доехать до работы на поезде, мне понадобится час, при этом я должна сделать пересадку, из-за которой я приеду либо слишком рано, либо слишком поздно», — объясняет Анна, которой помимо всего прочего нужно везти тяжелую сумку с книжками. «Несмотря на свою дороговизну, автомобиль остается для меня наиболее удобным транспортом».
Правительство собирается вложить 2,2 млрд евро в развитие транспортной инфраструктуры в рамках новой стратегии мобильности Modu 2.0. Деньги будут потрачены на создание пересадочных узлов, модернизацию железных дорог и упрощение проезда через границу. Ожидается, что так к 2025 году общественный транспорт будет перевозить на 20 процентов больше пассажиров, а злополучные заторы в час-пик сократятся.
Выгодная сделка?
Общественный транспорт в Люксембурге уже и так достаточно субсидируется. Двухчасовой проездной стоит 2 евро, а суточный среднего класса — 4 евро, но многие люди могут получить билет бесплатно. Например: не достигшие 20 лет, студенты моложе 30 лет, люди с минимальной заработной платой
Годовой доход от билетов составляет 41 миллион евро и покрывает меньше 10% эксплуатационных расходов размером в 491 миллион. Франсуа Бог считает, что хотя отмена билетов не даст никакой экономии за счет упразднения точек продажи и контроля, само нововведение потребует «минимум» затрат.
Параллельно с этим правительство планирует пересмотреть закон, позволяющий трудоустроенным людям получать налоговые льготы и компенсировать часть расходов на транспорт. В теории это сохранит казне 115 миллионов евро каждый год. Впрочем, детали пока неизвестны.
Банковский служащий Фред Тинэ ездит в Люксембург на машине из французского города Мондофф, и для него эта идея может оказаться невыгодной. Пока что он ежегодно получает компенсацию на сумму 2079 евро, а его путь на работу длиной в 45 километров занимает у него 26 минут.
«Если бы я пользовался общественным транспортом каждый день, то в год экономил бы примерно 2000 евро. Но в таком случае дорога займет полтора-два часа, на автобусе, который ходит только раз в час. И если, например, я пропущу последний автобус в 19:35, мне ничего не останется, кроме как брать такси до дома. Поэтому транспортная система Люксембурга нуждается в совершенствовании», — считает он.
Но трансграничные работники, передвигающиеся на поездах, от нововведения выиграют. Как сказал Бош, цены на автобусы и поезда будут снижены «после обсуждения с соседними транспортными сетями». А для тех, кто любит путешествовать с шиком в первом классе, цена останется прежней — 75 евро в месяц или 600 евро в год.
Легкие деньги
Идея сделать общественный транспорт бесплатным привлекла много внимания во всем мире. «Если бы страна запустила рекламную кампанию, это обошлось бы ей в миллионы», — комментирует экономист Мишель-Эдуард Рубен. «Объявив о своем намерении отменить плату за проезд, Люксембург смог запустить такую кампанию во всем мире, ничего при этом не заплатив».
Но ему кажется, что в данном случае обёртка краше внутреннего содержания. «Бесплатный транспорт — ошибочная и модная идея», — спорит Рубен. По его мнению, деньги следовало бы тратить на субсидии на аренду или социальное жилье.
Констанс Карр, старший научный сотрудник Люксембургского университета, разделяет это мнение: «Бесплатный общественный транспорт — серьезный вопрос, но сам платный проезд проблемой не является». Она отмечает, что настоящие трудности, с которыми сталкивается общество, возникают из-за высоких цен на жилье. Именно это вынуждает людей переезжать из города на периферию.
Национальные транспортные объединения тоже выступают против предлагаемого плана. «Введение бесплатного проезда в общественном транспорте может спровоцировать рост вандализма», — говорит президент железнодорожного союза Милен Бьянши. Другое опасение — нововведение приведет к увольнениям среди сотрудников. Хотя, как обещает Бог, увольнять никого не станут: «Контролеры и работники касс останутся с нами, занимаясь отныне вопросами безопасности и информирования пассажиров».
Будет ли это работать?
Люксембург не первая страна, где заговорили о бесплатном транспорте. В январе 2013 года его ввели в столице Эстонии Таллинне. Цели были схожие: борьба с пробками и помощь людям с низкими доходами. Жители Таллинна платят за «зеленую карту» два евро и свободно путешествуют по городу, в то время, как приезжие и туристы продолжают платить по полному тарифу. В сентябре прошлого года французский Дюнкерк перевел автобусную сеть на бесплатное обслуживание на радость 200 000 жителям. Спустя месяц мэр Дюнкерка Патрис Вержьетэ сказал, что на некоторых маршрутах рост числа пассажиров составил до 50 процентов, а на других до 85. Люди стали больше ценить автобусы после того, как они стали бесплатными.
Один неожиданный недостаток перехода обнаружился в Таллине, где средняя продолжительность поездки выросла на 10 процентов. Вероятно, это случилось из-за того, что люди стали пользоваться транспортом на коротких дистанциях, где раньше ходили пешком или ездили на велосипеде.
Число пассажиров выросло на 3 процента в центре города и на 10 процентов в районах с высоким уровнем безработицы. Отчеты о том, действительно ли бесплатный транспорт помог мобильности жителей таких районов, оказались неоднозначными. Число поездок действительно стало больше, однако точно определить, растут ли с ними шансы найти работу, нельзя.
Что касается Люксембурга, то его жители проявляют больше интереса к другим аспектам грядущих перемен в социальной политике, нежели к бесплатному транспорту. Немногие готовы отказаться от машины ради бесплатных автобусов, трамваев и поездов. Карр говорит: «Чтобы все получилось, необходимо объяснять людям о преимуществах такого выбора. Но сокращение числа машин остается непопулярной темой. Для политиков это табу».