В начале года в Рязани с новой силой разгорелась дискуссия по поводу судьбы общественного транспорта в городе. Рязанцы снова вспомнили о приостановленных ещё в сентябре троллейбусных маршрутах №2 и №6. Зазвучали как пожелания вернуть маршруты в прежнем виде, так и предложения обеспечить троллейбусом вокзал Рязань-1, изменив те или иные существующие маршруты. Рязанские Горпроекты тоже приняли участие в дискуссии.
Смотреть на закрытие маршрута №2 нужно гораздо шире, чем просто как на закрытие конкретного маршрута. Это лишь этап давно ведущейся деятельности по развалу муниципальных транспортных предприятий. Автоколонну 1310 уже довели до банкротства, теперь точно так же, незаметно, туда же ведут и МУП «Управление рязанского троллейбуса».
За 20 лет в Рязани не появилось ни одной новой троллейбусной линии, кроме завершения тянувшегося с начала 90-х долгостроя на проезде Шабулина. Все эти годы городские чиновники от транспорта делали две вещи:
- Открывали как можно больше новых коммерческих маршрутов (и продолжают открывать до сих пор, только за 2020 год было открыто 2 маршрута).
- Постепенно ухудшали работу муниципальных транспортных предприятий в Рязани.
Результаты проводимой политики в области общественного транспорта печальны:
- На одну единицу подвижного состава автобусов или троллейбусов в Рязани приходится 4 маршрутки;
- Большинство коммерческих маршрутов практически не разведено с маршрутами муниципальных перевозчиков, все прибыльные маршруты многократно продублированы маршрутками;
- На троллейбусных и автобусных маршрутах снижается пассажиропоток;
- Сокращается выпуск троллейбусов и муниципальных автобусов на маршруты;
- Значительный износ подвижного состава и контактной сети.
В Рязани долгие годы создавалась система, в которой все убытки достаются муниципалам, а все прибыли — коммерческим перевозчикам. Сегодня мы пожинаем плоды работы этой системы. Всё идёт к тому, чтобы под предлогом убыточности окончательно уничтожить муниципальный транспорт (в том числе и троллейбус) как явление. И закрытие конкретно троллейбусного маршрута № 2 — это всего лишь одна из контрольных точек этого процесса.
Второй троллейбус «душили» уже много лет, но есть ещё несколько троллейбусных маршрутов, которые уже существуют на последнем издыхании — на них работают по две машины, их интервалы — по полтора часа. Заполонившие город маршрутки уничтожают всё, что до сих пор каким-то образом осталось в живых.
Из 13 маршрутов муниципального автобуса уже сейчас осталось только три, на которые выходит по 5–6 автобусов. Все остальные превратились в «маршруты-призраки» с 1–2 автобусами на линии и интервалами от часа. У троллейбуса дела пока получше: ещё пока есть маршруты с выпуском в 10–13 машин. Но ещё 4 года назад на маршруты каждый день выходило по 130 троллейбусов, а теперь их только 100, большая часть из которых вечером просто исчезает с маршрутов.
В реформировании нуждается вся система общественного транспорта Рязани, начиная с отношения администрации к этой проблеме. Её придётся выстраивать заново таким образом, чтобы исключить дублирование маршрутов, чтобы на маршрутах приоритет был у цивилизованных форм транспорта, чтобы используемый подвижной состав был соразмерен пассажиропотокам, а пассажиры получили возможность совершать удобные пересадки.
В материале использованы фото с http://transphoto.ru/ и http://fotobus.msk.ru/.