Улицы городов должны помогать обществу развиваться, а не просто быть местом, по которому ездят автомобили. Невозможно построить место, где захотят находиться люди, если там будет небезопасно.
Это утверждение звучит как аксиома, но по многим причинам оно ею не является. Например, когда происходит серьёзная авария, зачастую вместо расследования всех факторов, которые к ней привели, наблюдается возложение ответственности на водителя или пешехода/велосипедиста. Ну, вы представляете это: «Будьте аккуратны, смотрите по сторонам», «Всегда соблюдайте скоростной режим», «Безопасность — общая ответственность» и так далее.
При этом известно, что люди иногда допускают ошибки. Даже опытные водители допускают ошибки. Пешеходы, которые идут по делам, допускают ошибки. Никто никогда не будет, находясь на улице, только и делать, что следить за окружающей обстановкой. Да и с какой стати вообще?
Мы не можем одними только правилами обеспечить безопасность. Мы должны проектировать безопасные улицы.
Фото с сайта http://mosprogulka.ru/places/spiridonovka
На этих двух фотографиях наглядно показано, как разный дизайн улиц влияет на поведение водителей. На второй фотографии узкие полосы, частые пересечения с другими улицами, множество деревьев способствуют тому, что водители едут медленнее. С другой стороны, на первом фото всё наоборот — и окружающая обстановка подсказывает водителям: тут можно ехать быстрее.
Вы и сами можете оценить для себя: на какой улице вы бы сильнее разогнались? а на какой были бы более осторожны?
«Прощающий» дизайн — это ошибочный термин
Идея так называемого «прощающего дизайна» улиц — что если водитель совершит какую-то ошибку (немного выедет из своей полосы, недостаточно затормозит и так далее), это не приведёт к проблемам, если проезжая часть широкая с высоким уровнем видимости во всех направлениях, без препятствий в виде деревьев и заборов. Но проблема в том, что такой дизайн зачастую слишком прощающий и комфортный — и водители из-за этого едут быстрее. Проектировщики забыли про этот психологический аспект.
Такие улицы в жилых районах построены как четырёхполосные магистрали, и даже если там низкое ограничение скорости, неудивительно, что там могут ездить быстрее. Это просто кажется естественным. Но это небезопасно: на городской улице, в отличие от магистрали, могут быть люди. Люди, которые с высокой долей вероятности получат серьёзные травмы или погибнут, если их собьёт превысивший скорость водитель.
Парадокс проектирования улиц: если они выглядят немного опасными, скорее всего, они безопаснее
На второй фотографии — улица, которую спроектировали для медленного движения. Она заставляет водителей сбросить скорость вне зависимости от установленного ограничения: на ней больше неопределённости и возникает чувство повышенного риска.
Улица узкая. Видимость ограничена — особенно если обратить внимание на левую сторону перекрёстка, где рядом с белым забором расположен гидрант. Недостаток видимости здесь — не угроза безопасности, а, что парадоксально, главное, что её обеспечивает. Потому что, если вы едете здесь на машине и не видите, приближается ли кто-то слева, что вы сделаете? Правильно. Сбросите скорость.
Почему 30 км/ч?
Если большая часть автомобилей в городе будет ездить со скоростью 30 км/ч и меньше, уровень смертности в авариях значительно снизится. От ошибок это не застрахует, люди продолжат их совершать в любом случае, — но они практически никогда не будут приводить к смерти.
Место широким полосам и «прощающему дизайну» — на скоростных магистралях. Улицы города должны быть местами для людей. Способы спроектировать улицы, которые будут замедлять дорожное движение, известны. Осталось только их применять.