Давайте перенесёмся с вами в те времена, когда в Москве отсутствовало понятие личный автомобильный транспорт. Нет, я допускаю, что у каких-то элитарных единиц он был, были служебные машины, и вспомогательная техника, к коей мы отнесем скорую помощь и пожарных, но не суть.
Итак, Москва
Так сложилось исторически, что Москва имеет радиально-кольцевую схему планировки, так вот у этой планировки есть самый-самый центр, где исторически концентрировалась жизнь города. Место важное, поэтому в Москве, тут в самом-самом центре стоит Кремль и в нём, так же исторически сидит власть.
Соответственно, вокруг Кремля у нас центральные улицы и площади.
Это место предельной концентрации потоков людей и машин (в нашем случае это
В 1899 году в Москве появился трамвай, а уже к 1905 году, он «доехал» и до центрального полукольца площадей, до этого общественным транспортом тут была конка и линейки.
И вот так получилось, как только трамвай основательно прописался в центре, сюда были проложены основные маршруты тех времен. Уже к середине
Пропускная способность падала, трамваи стояли, а новые линии строить было негде. Предлагались планы копать трамвайный тоннель, напрямую от Варварских ворот (там где сейчас «нижний» выход из м.Китай Город) к Манежной площади, но стоило это запредельных в то время денег — 1,8 млн. руб.
Поэтому городские власти, так и откладывали серьёзное решение трамвайных проблем,коим было бы метро, заменяя небольшими «мероприятиями, позволяющими снизить траффик».
Одним из первых таких решений была постройка трамвайной линии от угла Неглинной ул. и Театрального проезда, без соединения с линией по последнему, сразу к Большому театру и далее на площадь Революции, эдакий крюк, вокруг основного направления от Лубянки к Охотному ряду.
Вот, посмотрите, вагоны на этой фотографии все движутся по своим параллельным путям:
Т.е трамвай
В общем получалась
И вот, в конце
Я остановлюсь на примере Лубянской площади.
Тут к концу
(движение против часовой) В том месте где мы видим на плане Малую Лубянку, там сейчас главное здание ФСБ. Односторонняя трамвайная линия вокруг площади в прямых везде состоит из трех путей, а если обратить внимание на начало Мясницкой ул, то там вообще расцветает куст из
Реальная картина в этом месте была такой:
А вот трёхпутная трамвайная линия у современного «Детского мира»:
Движемся дальше против часовой, вот то место где сейчас асфальт, машины, грязь и пыль и вход на ст.м. Лубянка, а раньше была стена Китай-Города и Владимирские ворота за которыми начинается Никольская улица:
То же место, но в сторону Ильинских ворот:
Общий вид площади в сторону Кремля:
Замечу, что весь остальной транспорт и пешеходы двигались в прямых направлениях, поперёк площади, от одной улицы к другой. Пешеходный путь, если обратить внимание, покрыт асфальтом, в отличие от булыжных мостовых.
Вид на площадь от Мясницкой улицы:
В здании «Северного страхового общества» сейчас вход в м. Лубянка, а Калязинское подворье, построенное в эпоху Модерна, сейчас в процессе очень грубой перестройки.
Трамвайный круг на Лубянке так бы себе и существовал, но концом ему послужили несколько факторов, среди которых сложная конфигурация путей и большое количество съездов между ними, стрелки и малого радиуса кривые — всё это сильно затормаживало движение, а кол-во маршрутов проходящих по площади доходило до 12-14шт, для наглядности схема трамвайных линий в 1931г. наложенная на современную карту:
Красным обозначены линии маршрутов, проходящих через Лубянку, серым — все остальные.
Не трудно догадаться, что площадь была важнейшим узлом в этой сети и чуть что, возникали серьёзные проблемы в движении трамвая в целом по городу.
В 1933 году (могу и ошибаться) провели масштабную реконструкцию площади, смыслом которой было убрать кольцо и сделать так:
Фонтан с площади убрали и отправили к зданию Академии наук на Ленинском, где он сохранился и по сей день.
Трамваи, как и остальной транспорт до этого, стали проходить площадь поперёк. Конечно при этом площадь, в своём сакральном смысле некоего центра объединения потоков, центра жизни этой части города была потеряна, но транспортную проблему решили.
Правда в том же году появился троллейбус. На тот момент современный вид транспорта призванный, как и наш современный монорельс, в миг решить все проблемы (но не решил). Да и трамваю нашлась спустя два года более серьёзная замена в виде первой линии метро, прошедшей аккурат под площадью и далее под самыми загруженными трамвайными линиями под центральными площадями и к площади трёх вокзалов.
Трамваи убрали, заменили троллейбусами, с площадью обошлись и того хуже, расширив её и уничтожив все самые достопримечательные здания. Закатали асфальт и теперь мы имеем то, что имеем — четырёхполосную дорогу по каждой стороне площади и огромное неиспользуемое пространство в центре, где изредка стоит одинокий сотрудник ДПС.
В качестве итога, поделюсь своими размышлениями. Сейчас ситуация с транспортом в центре чем то похожа на то что я описал, в метро — запредельные пассажиропотоки, а наверху — запредельные потоки автотранспорта, которые в свою очередь убили наземный общественный транспорт. Я еще помню как в центре движение по Театральной- Охотному Ряду и Моховой было устроено в разных направлениях, правда автомобилей было меньше и общественный транспорт присутствовал. Я жил недалеко от Лубянки, помню как не раз ездил на 2 маршруте троллейбуса в сторону Арбата, это было удобно, не было необходимости спускаться в метро, чтоб проехать
Что же
В материале использованы фотографии с сайта http://oldmos.ru/