Когда-то давно в Корее лошади таскали большие повозки, а повозки маленькие доставались людям. Знатных людей носили в похожих на шкаф носилках на плечах слуги.
Сейчас лошадь можно встретить только в деревне, и то, не в роли инструмента. В девятнадцатом веке пришла железная дорога, в веке двадцатом автомобиль. Всё как и везде. Знатных людей уже не носят на плечах. А вот тележки остались.
Картина везущего куда-то полную двухколесную тележку корейца очень интересно выглядит на фоне переполненных бетонных улиц.
Реже тележки бывают четырёхколёсными и аналогичны тем, что можно встретить на российских рынках.
Двухолёсные удобнее.
Вместе со многими другими западными инновациями, в девятнадцатом веке в Корею пришел велосипед. Велосипед сразу пришелся всем по нраву, ведь в нём можно таскать кучу вещей.
Как рабочий транспорт велосипеды уже давно не используются, но остались любимы.
Относительно размеров города количество велосипедов в нём невелико. Но по городам протянуты велодорожки и велопарковки.
Некоторые так вообще с козырьками и бесплатным насосом.
Недавно в Сеуле даже открылась сеть проката велосипедов.
Велосипеды можно провозить в большинстве линий метрополитена.
Ниша лёгкого транспорта, который можно нагрузить кучей вещей и летать по улицам, сейчас, подобно многим азиатским странам, занята мопедами.
Южнокорейские мопед мопед маленький, бензиновый, корейского или китайского производства, красно-белый и с обязательной пластиковой корзиной (чаще всего желтой, корзин бывает одна или две) или закрытой (пластиковой или тканевой, чаще всего красной) сумкой сзади. Мопеды имеют один закрепленный сзади номер.
Корзина используется для всего, сумка для перевозки чего-то бумажного или чего-то съедобного. Но модификации на этом не оканчиваются.
Вот мопед, перевозящий венки.
Рама с резинкой для газет.
Моддинг задней части для поддержки ещё большей корзины.
Защита от дождя из палок, скотча и полиэтиленовой плёнки.
Мопед корейской почты.
Если мопед не имеет дополнительного багажника, то можно с уверенностью говорить, что он не “грузовой”, а “пассажирский”.
Мопеды “для себя” покупаются в основном красивые. К корейским и китайским здесь уже добавляются японские и европейские.
Попадаются и совсем прекрасные экземпляры.
Зимой мопедисты, чаще всего курьеры, закрепляют на руль варежки, в которые очень удобно вставляется рука с перчаткой.
Мотоциклы в Южной Корее встречаются реже. В рабочем виде, как монстр на картинке, очень редко. Чаще всего они быстро пролетают по улицам с суровым корейским байкером на борту.
Популярность мопедов среди водителей-курьеров скорее всего заключается в том, что мопед, будучи “ненастоящим” транспортным средством даёт водителю свободу быть полным мудаком.
Они могут ехать по тротуарам, на красный свет, могут даже закрывать номер светящейся гирляндой. Как сказал коллега по университетским курсам, костариканец Хорхе в одну из первых недель в Южной Корее, в Корее проще всего умереть под колёсами мопеда.
Пешеходом в Корее вообще быть довольно опасно. Многие улицы в Корее узкие и не имеют тротуаров.
Несмотря на огромное количество полицейских и на регулируемые пешеходные переходы, водители в Корее имеют, как хорошо сказали редакторы Lonely Planet Korea, “kimchi-hot tempers”. На большие перекрестки часто выходят регулировщики, но это тема для отдельного рассказа.
Южная Корея это единственная из посещенных мною стран, где светофоры, будучи в наличии и в рабочем состоянии периодически игнорируются водителями. Уступающий дорогу пешеходу водитель – очень редкое зрелище, пешеходы отвечают аналогичным игнорированием пешеходных светофоров.
При этом о безопасности переходов вполне заботятся. Однажды утром встретил на оживлённом перекрёстке района рабочих, это они дорисовывали перекрёстный переход и программировали светофор, люди перебегали, значит нужно устроить всё для людей.
Ранее уже упоминал, что почти все зебры делятся на две части с указанием стрелочками, где вежливее переходить. Все равно игнорируется. Иногда к зебре добавляется велосипедный переход.
Так же упоминал о пешеходных светофорах. Если светофоры автомобильные совершенно стандартны, то пешеходные часто вместо таймера имеют прогрессбар. И таймер, и прогрессбар работают очень неудобно, по-североамерикански, когда обратный отсчет начинается не сразу после переключения на зелёный свет, а после какого-то времени.
Светофоры командуются из ящиков, установленных на бетонных блоках и закрытых козырьком. Для ручного управления полиция эти ящики открывает, в них помимо панели есть телефон.
В местах, где пешеходный переход присутствует, но автомобилей слишком мало для того, чтобы оборудовать его полноценным светофором, над переходом может оказаться маленький, мигающий двумя желтыми огнями.
Дорожные знаки в Южной Корее практически все идентичны знакам европейским. Знаки, при наличии какой либо информации, очень редко дублируются на английский.
Текстовый комментарий на корейском имеет очень много знаков. Когда нужно и когда не нужно, вроде знака “въезд запрещен”. В Корее практически нет иностранных водителей, по той же причине, по которой корейских водителей нет вне Кореи, поэтому о понимании знаков не-корейцами не очень заботятся.
Знаки пешеходной и велосипедной дороги в Южной Корее особой формы.
И тоже с комментарием.
Дублируются на английский знаки “стоп” и “уступите дорогу”, последний бывает в версиях “уступите дорогу” и “помедленнее”. Дублируются адресные указатели, но порой выборочно.
Очень часто для информации используется сама дорога. Запрет движения в определённую сторону получается красив.
В Корее, из-за нехватки парковочных мест вполне можно встретить оставивших свою машину откровенно эгоистично. Из-за этого на тротуарах стоят столбики и заборчики, иначе бы и тротуары сразу все заняли. Не спасают и многоуровневые парковки и подземные парковки для жителей и работников домов.
Эвакуируют машины ну совсем в крайних случаях.
В магазинах продаются наборные панельки, чтобы оставить номер телефона на случай, если машина мешает выезду. Не смотря на разнообразие этих штуковин, за окном встретить их можно очень редко.
Средний южнокорейский легковой автомобиль это небольшой белый Hyundai, Kia или SsangYong. Реже можно увидеть Мерседесы, так любимые северными соседями, Тойоты, Форды и прочее. Соотношение Хёнде к другим южнокорейским производителям к иностранцам можно примерно определить как 10-3-1. Северокорейских автомобилей, что производились совместно с Южной Кореей в особой экономической зоне первой, встретить не удалось, но вероятнее всего они все идут только на северокорейский рынок.
И да, в Корее правостороннее движение. Левостороннее, как в Японии, существовало во время японского руководства, от него с радостью избавились как только, так сразу. Поэтому корейские автомобили проще экспортировать на Запад, аналогично проще иностранцам начать импорт.
Южная Корея фактически является островным государством, поэтому автомобилю отсюда деться некуда. Конечно, можно паромом добраться до Китая, Японии и России, но это не повод писать страну на номере, что есть обязательное требование, например в Европе.
Нынешняя, принятая в 2006 году модель номера крепится спереди и сзади, самый базовый – черный на белом, символ означает первый слог от города, где зарегистрирован автомобиль, в данном случае 수 (Су) означает 수원 (Сувон).
Предыдущая, действующая с 2004 по 2006 модель имела пропорции, аналогичная оным в Японии и помимо черного на белом имела зелёную на белом версию. Старая модель, принятая в 1973 году примерно аналогична этой, только с большим количеством деталей.
На автобусах и такси установлен жёлтый с чёрным номер, в нём добавляется название города или провинции целиком в начале номера.
Такси довольно популярны в Южной Корее ввиду их дешевизны. Такси можно поймать на улице, подобрать на специальной остановке или вызвать по телефону. Всё по счётчику, без чаевых, машинка у водителя принимает банковские карты. Студенты университета даже в супермаркет на такси иногда катаются, ведь дёшево же. Лампочка под стеклом показывает занято или свободно конкретное такси.
Поскольку таксисты не знают английский, в Сеуле некоторые фирмы предлагают Free Interpretation. Подобная услуга есть и в некоторых местах в городе, но в такси она встречается очень часто. В таком случае у водителя есть телефон для связи с человеком, что английский знает. Этот человек отвечает на звонок и всё переводит. Удобно.
Полицейские довольствуются обычными белыми номерами, особенные можно встретить на государственных автомобилях с пометкой 국 (гуг, страна), военных с пометкой 육 (юг, армия) и у машин дипломатов, как оная на фотографии, у них они белые на синем с пометкой 외교 (уигё, дипломат) и указанием страны кодом, так же, как это сделано в России.
Тяжелая техника тоже имеет свои особые номера, белые на оранжевом с пометкой 상품 (санпун, коммерция) и кодированием типа техники. В данном случае 06 – самосвал. Всего таких кодов 27, если все запомнить, то можно сразу понимать, что это за пепяка такая (если у кого-то есть проблемы с отличием бульдозера от крана).
В Сеуле, как и везде, бывают пробки. Не очень страшные. К тому же экраны с состоянием окружных дорог на основных магистралях стараются перенаправить потоки. Разве что основные шоссе могут быть закупорены по утрам или вечерам.
Большинство легковых машин в Корее новые. Старых, а уж тем более побитых жизнью встретить очень сложно, если конечно не ехать специально в автомобильную мастерскую. (Грузовые отдельная история, но об этом ниже). Лицезреть автомобильные аварии тоже ни разу не получилось. У корейских водителей как-то сочетается любовь полихачить с аккуратностью.
Внутри у каждого владельца легковушки в Корее будет навигатор, сам автомобиль чаще всего имеет хороший CD-плеер с USB-входом под iPod и автоматическую коробку передач.
Водители иногда защищают двери от царапин кусочками поролона, приклеенного снаружи возле ручек.
Салон Хёнде показывает красивые раскрашенные модельки, но кореец, как было указано выше, предпочтет машину белую или серебряную.
Она не греется на солнце и вообще, стандартна.
Хотя “самый корейский автомобиль”, как люблю его называть, чаще всего именно цветной.
Один раз только заметил серебряный.
Даже на знаю, что это за модель, но прелесть же.
Встреченный на зарядке в Сувонском дворе электромобиль тоже является этим самым корейским автомобилем. Это была единственная встреча электромобиля за всё время, и ясно, что это не был коммерческий экземпляр.
Так что можно утверждать, что все автомобили в Корее бензиновые или дизельные. Для любителей фотография раскладки по ценам из небольшой, несетевой заправки.
Черный автомобиль является показателем статуса. Ведь летом в нем приходится со всей силой жечь кондиционер, это могут только богачи позволить.
Некоторые корейцы любят автомобильный swag. Очень знакомый эффект, обладание красной машиной с карбоновым капотом дает +100 к способности парковаться отвратительно. Например на пешеходном переходе и перекрывая полосу.
Кабриолет в стране где зимой снег и холод, а летом дожди месяцами – очень практично.
Или можно просто колёса красные поставить.
Кто-то очень любит Discovery и National Geographic. А на самом деле, красивая машина, вот только применить в Корее её особенно и негде.
Очень популярными в Южной Корее являются миниминивэны, которые в большом количестве производит Хёнде.
Он может быть в грузовом.
И пассажирском исполнении.
Бывают и модификации.
И удлинённая версия.
Основой корейских грузовых перевозок является маленький корейский грузовик. Он может быть открытым, как оный слева, с которого продают мандарины, а может быть закрытый, как фургон корейского КГБ справа.
Иногда кузов меняется и фургон превращается например в передвижную фастфудину.
Или в бензовоз.
Или в новостную студию. Это удивительно, но машин больших размеров, кроме тяжелой техники, внутри городов как бы и нет.
Поскольку грузовики это основная рабочая лошадка, они порою выглядят довольно побитыми.
Чаще всего встречается открытая версия ввиду её гибкости.
Она абсолютно универсальна.
На основе открытой версии делают городскую технику.
Здесь особенно мило смотрится зонтик от солнца.
Иногда открытую версию модифицируют до закрытой, размером больше стандартного кузова.
Но её никогда не получится набить так, как можно набить открытую.
Однажды вечером под окном услышал громкий звон разбитого стекла.
Это с такого грузовика на повороте слетело перевозимое окно.
Водителю не впервой, достал совочек, собрал стекло в кучку.
После чего подъехал, загрузил осколки в кузов и откланялся дальше доставлять оставшееся стекло.
Очень вежливо.