Некоммерческая организация Project for Public Spaces с 1975 года занимается созданием общественных пространств по всему миру. Вот 10 основных принципов, которые они используют с своей работе, а также примеры, их иллюстрирующие.
1. Улица — это общественное пространство
Если вы строите город для машин, то в нем будут машины. А если город построен для людей, в нем будут люди. Увеличение числа машин вовсе не является неизбежной болезнью больших городов. Это результат выбора, который сделали градостроители прошлого. Мы можем сделать другой выбор, исходя из потребностей пешеходов и велосипедистов, а не одних только автомобилистов.
В колумбийском Медельине построили линию фуникулера, которая связала город с расположенными на холмах маргинальными районами, которые считались средоточием криминала. Раньше жителям приходилось подолгу трястись в маршрутках или преодолевать большие расстояния на своих двоих, теперь же их жизнь стала удобнее. Власти использовали стройку еще и как возможность благоустроить склоны холмов. Вокруг опор фуникулерной линии появились площади с уличными торговцами, кафешками и зелеными островками. Были построены парки и библиотеки. Открылись новые школы и были отремонтированы старые. Результат — резкое снижение числа убийств.
2. Площади и парки должны быть многофункциональными
Хороший парк для жителей города — как глоток свежего воздуха. Площадь — центр притяжения, где кипит общественная и политическая жизнь. Но если общественное пространство спланировано без царя в голове, оно может стать источником опасности, и люди будут держаться от него подальше.
Именно так обстояли дела на плошали Лас Кондес в чилийском Сантьяго. Несмотря на выгодное расположение рядом с автобусной и ж/д станцией, горожане старались там не задерживаться. Построенные здесь в 1980-е годы торговые галереи проиграли конкурентную борьбу новым торговым центрам и планомерно теряли покупателей. На площади орудовали воришки. Однако Марчелл Кобро и Родриго Хуан из компании Urban Development решили, что у этого пространства есть большой потенциал. Они придумали проект, в котором участвовали сразу несколько городских институций. Местные власти благоустроили площадь и организовали стоянку такси. Минтранс сделал редизайн улицы и автобусной остановки. Городская администрация отдала пустующие торговые площади на откуп Urban Development, а те нашли новых арендаторов, сократили и благоустроили количество входов в галереи и наняли людей, чтобы следить за порядком. Результат напоминает городские рынки старого образца — это живое место, где стерта грань между частным и публичным, между “внутри” и “снаружи”.
3. Рынки оживляют местную экономику
Уличные рынки есть во многих городах мира, но зачастую там царит хаос и процветает криминал. Правильно организованный рынок выглядит и работает иначе: он привлекателен для покупателей и дает местным предпринимателям возможность для развития бизнеса.
В южно-африканском города Дурбан уличный рынок существовал с давних времен, но не в лучшем виде. Товары были разложены прямо на земле, а продавцы вынуждены были ночевать прямо на рабочем месте, чтобы товар не украли. На рынке готовили популярное местное блюдо — вареные бычьи головы, а отходы сливали в ливневую канализацию, на радость крысам и прочим паразитам. Местные власти решили, что пора придать рынку более цивилизованный вид. Начали с того, что выяснили пожелания самих торговцев. По их просьбе на рыночной площади появились прилавки и места для хранения товара. Специалисты по бычьим головам получили нормальные уличные кухни. В результате торговля пошла в рост, в районе появились новые предприятия и новые рабочие места.
4. Архитектура должна объединять, а не разъединять
Во многих городах мира старые здания идут под снос, а на их месте растут небоскребы, которые выглядят как неприступные бастионы, или дорогие жилые комплексы с забором вокруг. Пропасть между бедными и богатыми становится все глубже, а ткань города разрушается.
Австралийский Мельбурн смог избежать этой ошибки. Построенное там в начале 2000-х годов здание городского совета Council House 2 работает на район, в котором находится. Архитекторы использовали технологии “биомимикрии” — постройка дружит с природой, способствуя сохранению воды и энергии. Но это не просто отличный образец эко-архитектуры. Здание вписано в свое окружение, а примыкающая к нему территория организована так, чтобы людям нравилось проводить там время.
5. Общественные пространства помогают сохранить здоровье горожан
Здоровье городских жителей зависит от множества факторов: это и санитарное состояние, и доступ к чистой воде, и работающая система здравоохранения. Люди также должны иметь возможность отдохнуть в парке и ходить по улицам без страха за свою жизнь.
В центральной части неблагополучного Детройта проблема была как раз с безопасностью. Здесь много безработных, полно заброшенных домов, а уличные фонари постоянно разбиты. Чтобы исправить ситуацию людям нужен был положительный пример. И они его получили в 2011 году, когда несколько общественных организаций провели праздник урожая неподалеку от местного фермерского рынка. Несмотря на то, что окрестности рынка выглядели довольно мрачно, мероприятие собрало огромную аудиторию — люди получили опыт взаимодействия и импульс к дальнейшим действиям.
6. Местные жители — двигатель преобразований
Общественное пространство начинается с поиска идей и талантов среди представителей местного сообщества. Никто не знает район, его историю и легенды лучше, чем местные. Они и помогут наполнить его смыслом. К тому же, когда люди участвуют в создании общественного пространства, у них появляется чувство сопричастности.
Хороший пример партисипатороного подхода рода можно почерпнуть в портфолио бюро Kounkuey Design Initiative (KDI). В 2011 году они реализовали проект в Кибере, захудалом районе Найроби. По району протекает река. Жители сбрасывают в нее мусор. По весне она разливается и начинается потоп. Здесь же играют дети, женщины стирают белье, встречаются и общаются все остальные жители района. KDI провели несколько воркшопов, которые помогли жителям конкретизировать свои потребности и найти способы решения проблем. В результате в районе силами его обитателей были построены: курятник, система против разлива реки, здание общественного центра, в котором расположились школа и клиника, киоски и детская площадка из местной древесины и б/у материалов.
7. Принцип 10+
Если в районе есть 10 достойных общественных пространств, там будет хорошо и местным жителям, и туристам. Если в городе есть 10 таких районов, то практически каждый его житель получит в шаговой доступности качественное общественное пространство.
Вернемся в знакомую нам Киберу. Здесь живет 20 тысяч человек, но в общественными пространствами в районе беда. Одним из немногих исключений является местный стадион, но и он до последнего времени был в ужасном состоянии — от футбольного поля остались одни воспоминания, площадку облюбовали темные личности. Однако за дело взялась местная инициативная группа под названием Kilimanjaro Initiative. Им удалось выровнять поле и организовать систему дренажа, после чего они стали использовать эту площадку для организации концертов и тому подобных мероприятий. Стоит ли говорить, что теперь это место стало настоящим магнитом для местных жителей. Этим дело не ограничилось — совместными усилиями урбанистов, жителей и городского совета родился план связать воедино все имеющиеся в районе объекты инфраструктуры и извлечь из футбольного поля максимум пользы для местного сообщества, ведь эту территорию можно использовать в самых разных целях.
8. Создание общественных пространств — общее дело
Для создания хорошего общественного пространства нужна инициатива и снизу, и сверху. Участие властей позволяет придать проекту необходимый масштаб. А вовлеченность жителей помогает учесть реальные потребности общества. Для начала надо понять, что что происходит с уже имеющимися в районе пространствами. Вечно пустующая территория вокруг школы, полуразрушенный парк, безжизненная площадь — местные знают об этом лучше, чем кто-либо другой. Бизнес тоже не должен стоять в стороне: если по ходу девелоперского проекта создается новое или улучшается старое общественное пространство, это пойдет на пользу как самому проекту, так и городу в целом. Чтобы стимулировать этот процесс, в Чикаго ввели налог на новое строительство, а собранные деньги направляют на развитие общественных пространств.
Колубмийская Богота — один из тех городов, где особенно остро ощущается социальное неравенство, а некоторые его части живут в экономической и территориальной изоляции. Однако в течение последних 20 лет городские власти и прежде всего бывший мэр Энрике Пеньясола, постарались сократить этот разрыв, создавая новые общественные пространства и развивая транспортную систему. Была создана система скоростных автобусов, которая перевозит полтора миллиона пассажиров в день. Важным фактором трансформации города стала Цикловия: каждое воскресенье и в праздничные улицы на несколько часов закрывают для автомобилей, отдавая их пешеходам и велосипедистам. Цикловия дала толчок разговорам о негативном влиянии автомобильного трафика на жизнь людей. В городе запретили парковку на тротуарах, сделали пешеходной главную центральную улицу Хименес Авеню, разработали комплекс мер для снижения пробок. Пеньясола также взял курс на расширение зеленых зон и создание игровых площадок на окраинах города. Люди получили возможность проводить свободное время на улице, которой раньше были лишены. Число правонарушений сократилось, местные банды подрастеряли былую мощь, находится на улицах стало безопасней.
9. Принцип «просто, быстро, недорого»
Общественное пространство — это сложный и живой организм. Не факт, что с первого раза получится сделать его идеальным. Лучшие общественные пространства — это результат эволюции.Установка скамеек, организация уличного кафе, небольшой сад, расписанный художниками перекресток — все это примеры, показывающие, как принцип “просто, быстро, недорого” запускает процесс изменений и позволяет по-новому взглянуть на городское пространство.
В 1988 году армянском городе Гюмри произошло землетрясение, которое унесло жизни 25 тысяч человек и оставило без крыши над головой еще 100 тысяч. Проблема с их расселением окончательно была решена лишь в 2001 — в результате освободилась площадь, которую до этого занимал палаточный городок.
В июле 2003 года ряд общественных и правительственных организаций, включая PPS, сообщества архитекторов, местный институт градостроительства и т.д. решили организовать воркшоп с целью определить будущее этого пространства. Это был первый партисипаторный проект такого рода за всю 6-тысячелетнюю историю Армении. Организаторы опасались, что на мероприятие никто не придет, но напрасно — в нем приняли участие около 70 простых горожан. Итогом стал уличный фестиваль, который состоялся всего два месяца спустя и собрал 35 тысяч человек. Вот далеко неполный список того, что было предложено участникам фестиваля: цветочный рынок, каток для роллеров, гигантская шахматная доска, семь кафе, инсталляция с новой уличной мебелью, ночное освещение, ярмарка искусства, перфомансы, танцы, состязания борцов и гимнастов, детские программы. Фестиваль стал первым, но не последним мероприятием на площади и катализатором дальнейших изменений в городе.
10. Чтобы менялись города, должны измениться городские власти
К сожалению, местные власти не всегда способствуют созданию общественных пространств. Их организационная структура и бюрократические процессы не позволяют рассматривать проблему в комплексе. Департамент транспорта беспокоит исключительно перемещение транспортных потоков, депарамент окружающей среды мыслит количеством посаженных деревьев, строители строят дома, не думая о том, что находится между ними. Задача местных властей — сделать город более удобным, безопасным и привлекательным. И они должны меняться для того, чтобы более эффективно решать эту задачу. В том числе, не пытаться зарегулировать все, что можно, оставляя место для инициатив, исходящих от местных жителей, общественных организаций и бизнес-сообщества.
Хороший пример адекватного подходя а задаче мы видим в Мексике, где министерство социального развития с 2007 года целенаправленно занимается “спасением” общественных пространств по всей стране, пытаясь увязать воедино городское развитие и решение социальных задач.
Оригинал
Перевела с английского Анастасия Ромашкевич
1. Улица — это общественное пространство
Если вы строите город для машин, то в нем будут машины. А если город построен для людей, в нем будут люди. Увеличение числа машин вовсе не является неизбежной болезнью больших городов. Это результат выбора, который сделали градостроители прошлого. Мы можем сделать другой выбор, исходя из потребностей пешеходов и велосипедистов, а не одних только автомобилистов.
В колумбийском Медельине построили линию фуникулера, которая связала город с расположенными на холмах маргинальными районами, которые считались средоточием криминала. Раньше жителям приходилось подолгу трястись в маршрутках или преодолевать большие расстояния на своих двоих, теперь же их жизнь стала удобнее. Власти использовали стройку еще и как возможность благоустроить склоны холмов. Вокруг опор фуникулерной линии появились площади с уличными торговцами, кафешками и зелеными островками. Были построены парки и библиотеки. Открылись новые школы и были отремонтированы старые. Результат — резкое снижение числа убийств.
2. Площади и парки должны быть многофункциональными
Хороший парк для жителей города — как глоток свежего воздуха. Площадь — центр притяжения, где кипит общественная и политическая жизнь. Но если общественное пространство спланировано без царя в голове, оно может стать источником опасности, и люди будут держаться от него подальше.
Именно так обстояли дела на плошали Лас Кондес в чилийском Сантьяго. Несмотря на выгодное расположение рядом с автобусной и ж/д станцией, горожане старались там не задерживаться. Построенные здесь в 1980-е годы торговые галереи проиграли конкурентную борьбу новым торговым центрам и планомерно теряли покупателей. На площади орудовали воришки. Однако Марчелл Кобро и Родриго Хуан из компании Urban Development решили, что у этого пространства есть большой потенциал. Они придумали проект, в котором участвовали сразу несколько городских институций. Местные власти благоустроили площадь и организовали стоянку такси. Минтранс сделал редизайн улицы и автобусной остановки. Городская администрация отдала пустующие торговые площади на откуп Urban Development, а те нашли новых арендаторов, сократили и благоустроили количество входов в галереи и наняли людей, чтобы следить за порядком. Результат напоминает городские рынки старого образца — это живое место, где стерта грань между частным и публичным, между “внутри” и “снаружи”.
3. Рынки оживляют местную экономику
Уличные рынки есть во многих городах мира, но зачастую там царит хаос и процветает криминал. Правильно организованный рынок выглядит и работает иначе: он привлекателен для покупателей и дает местным предпринимателям возможность для развития бизнеса.
В южно-африканском города Дурбан уличный рынок существовал с давних времен, но не в лучшем виде. Товары были разложены прямо на земле, а продавцы вынуждены были ночевать прямо на рабочем месте, чтобы товар не украли. На рынке готовили популярное местное блюдо — вареные бычьи головы, а отходы сливали в ливневую канализацию, на радость крысам и прочим паразитам. Местные власти решили, что пора придать рынку более цивилизованный вид. Начали с того, что выяснили пожелания самих торговцев. По их просьбе на рыночной площади появились прилавки и места для хранения товара. Специалисты по бычьим головам получили нормальные уличные кухни. В результате торговля пошла в рост, в районе появились новые предприятия и новые рабочие места.
4. Архитектура должна объединять, а не разъединять
Во многих городах мира старые здания идут под снос, а на их месте растут небоскребы, которые выглядят как неприступные бастионы, или дорогие жилые комплексы с забором вокруг. Пропасть между бедными и богатыми становится все глубже, а ткань города разрушается.
Австралийский Мельбурн смог избежать этой ошибки. Построенное там в начале 2000-х годов здание городского совета Council House 2 работает на район, в котором находится. Архитекторы использовали технологии “биомимикрии” — постройка дружит с природой, способствуя сохранению воды и энергии. Но это не просто отличный образец эко-архитектуры. Здание вписано в свое окружение, а примыкающая к нему территория организована так, чтобы людям нравилось проводить там время.
5. Общественные пространства помогают сохранить здоровье горожан
Здоровье городских жителей зависит от множества факторов: это и санитарное состояние, и доступ к чистой воде, и работающая система здравоохранения. Люди также должны иметь возможность отдохнуть в парке и ходить по улицам без страха за свою жизнь.
В центральной части неблагополучного Детройта проблема была как раз с безопасностью. Здесь много безработных, полно заброшенных домов, а уличные фонари постоянно разбиты. Чтобы исправить ситуацию людям нужен был положительный пример. И они его получили в 2011 году, когда несколько общественных организаций провели праздник урожая неподалеку от местного фермерского рынка. Несмотря на то, что окрестности рынка выглядели довольно мрачно, мероприятие собрало огромную аудиторию — люди получили опыт взаимодействия и импульс к дальнейшим действиям.
6. Местные жители — двигатель преобразований
Общественное пространство начинается с поиска идей и талантов среди представителей местного сообщества. Никто не знает район, его историю и легенды лучше, чем местные. Они и помогут наполнить его смыслом. К тому же, когда люди участвуют в создании общественного пространства, у них появляется чувство сопричастности.
Хороший пример партисипатороного подхода рода можно почерпнуть в портфолио бюро Kounkuey Design Initiative (KDI). В 2011 году они реализовали проект в Кибере, захудалом районе Найроби. По району протекает река. Жители сбрасывают в нее мусор. По весне она разливается и начинается потоп. Здесь же играют дети, женщины стирают белье, встречаются и общаются все остальные жители района. KDI провели несколько воркшопов, которые помогли жителям конкретизировать свои потребности и найти способы решения проблем. В результате в районе силами его обитателей были построены: курятник, система против разлива реки, здание общественного центра, в котором расположились школа и клиника, киоски и детская площадка из местной древесины и б/у материалов.
7. Принцип 10+
Если в районе есть 10 достойных общественных пространств, там будет хорошо и местным жителям, и туристам. Если в городе есть 10 таких районов, то практически каждый его житель получит в шаговой доступности качественное общественное пространство.
Вернемся в знакомую нам Киберу. Здесь живет 20 тысяч человек, но в общественными пространствами в районе беда. Одним из немногих исключений является местный стадион, но и он до последнего времени был в ужасном состоянии — от футбольного поля остались одни воспоминания, площадку облюбовали темные личности. Однако за дело взялась местная инициативная группа под названием Kilimanjaro Initiative. Им удалось выровнять поле и организовать систему дренажа, после чего они стали использовать эту площадку для организации концертов и тому подобных мероприятий. Стоит ли говорить, что теперь это место стало настоящим магнитом для местных жителей. Этим дело не ограничилось — совместными усилиями урбанистов, жителей и городского совета родился план связать воедино все имеющиеся в районе объекты инфраструктуры и извлечь из футбольного поля максимум пользы для местного сообщества, ведь эту территорию можно использовать в самых разных целях.
8. Создание общественных пространств — общее дело
Для создания хорошего общественного пространства нужна инициатива и снизу, и сверху. Участие властей позволяет придать проекту необходимый масштаб. А вовлеченность жителей помогает учесть реальные потребности общества. Для начала надо понять, что что происходит с уже имеющимися в районе пространствами. Вечно пустующая территория вокруг школы, полуразрушенный парк, безжизненная площадь — местные знают об этом лучше, чем кто-либо другой. Бизнес тоже не должен стоять в стороне: если по ходу девелоперского проекта создается новое или улучшается старое общественное пространство, это пойдет на пользу как самому проекту, так и городу в целом. Чтобы стимулировать этот процесс, в Чикаго ввели налог на новое строительство, а собранные деньги направляют на развитие общественных пространств.
Колубмийская Богота — один из тех городов, где особенно остро ощущается социальное неравенство, а некоторые его части живут в экономической и территориальной изоляции. Однако в течение последних 20 лет городские власти и прежде всего бывший мэр Энрике Пеньясола, постарались сократить этот разрыв, создавая новые общественные пространства и развивая транспортную систему. Была создана система скоростных автобусов, которая перевозит полтора миллиона пассажиров в день. Важным фактором трансформации города стала Цикловия: каждое воскресенье и в праздничные улицы на несколько часов закрывают для автомобилей, отдавая их пешеходам и велосипедистам. Цикловия дала толчок разговорам о негативном влиянии автомобильного трафика на жизнь людей. В городе запретили парковку на тротуарах, сделали пешеходной главную центральную улицу Хименес Авеню, разработали комплекс мер для снижения пробок. Пеньясола также взял курс на расширение зеленых зон и создание игровых площадок на окраинах города. Люди получили возможность проводить свободное время на улице, которой раньше были лишены. Число правонарушений сократилось, местные банды подрастеряли былую мощь, находится на улицах стало безопасней.
9. Принцип «просто, быстро, недорого»
Общественное пространство — это сложный и живой организм. Не факт, что с первого раза получится сделать его идеальным. Лучшие общественные пространства — это результат эволюции.Установка скамеек, организация уличного кафе, небольшой сад, расписанный художниками перекресток — все это примеры, показывающие, как принцип “просто, быстро, недорого” запускает процесс изменений и позволяет по-новому взглянуть на городское пространство.
В 1988 году армянском городе Гюмри произошло землетрясение, которое унесло жизни 25 тысяч человек и оставило без крыши над головой еще 100 тысяч. Проблема с их расселением окончательно была решена лишь в 2001 — в результате освободилась площадь, которую до этого занимал палаточный городок.
В июле 2003 года ряд общественных и правительственных организаций, включая PPS, сообщества архитекторов, местный институт градостроительства и т.д. решили организовать воркшоп с целью определить будущее этого пространства. Это был первый партисипаторный проект такого рода за всю 6-тысячелетнюю историю Армении. Организаторы опасались, что на мероприятие никто не придет, но напрасно — в нем приняли участие около 70 простых горожан. Итогом стал уличный фестиваль, который состоялся всего два месяца спустя и собрал 35 тысяч человек. Вот далеко неполный список того, что было предложено участникам фестиваля: цветочный рынок, каток для роллеров, гигантская шахматная доска, семь кафе, инсталляция с новой уличной мебелью, ночное освещение, ярмарка искусства, перфомансы, танцы, состязания борцов и гимнастов, детские программы. Фестиваль стал первым, но не последним мероприятием на площади и катализатором дальнейших изменений в городе.
10. Чтобы менялись города, должны измениться городские власти
К сожалению, местные власти не всегда способствуют созданию общественных пространств. Их организационная структура и бюрократические процессы не позволяют рассматривать проблему в комплексе. Департамент транспорта беспокоит исключительно перемещение транспортных потоков, депарамент окружающей среды мыслит количеством посаженных деревьев, строители строят дома, не думая о том, что находится между ними. Задача местных властей — сделать город более удобным, безопасным и привлекательным. И они должны меняться для того, чтобы более эффективно решать эту задачу. В том числе, не пытаться зарегулировать все, что можно, оставляя место для инициатив, исходящих от местных жителей, общественных организаций и бизнес-сообщества.
Хороший пример адекватного подходя а задаче мы видим в Мексике, где министерство социального развития с 2007 года целенаправленно занимается “спасением” общественных пространств по всей стране, пытаясь увязать воедино городское развитие и решение социальных задач.
Оригинал
Перевела с английского Анастасия Ромашкевич
Сбор регулярных пожертвований в Красногорск
Собрано 100 из 25 000 рублей