В Тамбове немало слепых и слабовидящих людей, но городская среда здесь, к сожалению, не позволяет им комфортно чувствовать себя на улице. Даже простая поездка в автобусе — уже трудная задача.
Чтобы разобраться, как решить хотя бы эту проблему, «Городские Проекты» встретились с председателем тамбовского Общества слепых Эльвирой Шиняевой. Вместе мы разработали предложения, как сделать общественный транспорт нашего города доступным для незрячих людей.
Некоторые предложения мы еще готовимся отправить городской администрации, а разработанный «Городскими Проектами» дизайн-код уже месяц как используется на трех автобусах. Мы доработали их дизайн и уже заказали новую партию, так что, надеемся, скоро его можно будет увидеть на многих городских маршрутах.
Что за дизайн-код?
У общественного транспорта не очень заметные номера маршрутов. Это надо исправить — создать регламент с правилами оформления номерных табличек. Им всего лишь нужны крупный шрифт и контрастные цвета. Оптимальная комбинация - классическая, черное на белом.
Закреплять таблички тоже следует на более очевидных местах: на верхней части лобового стекла автобуса, на нижних частях лобового и заднего стекла с противоположной от водителя стороны и на боковом стекле между первой и второй дверью.
Такой вариант поможет слабовидящим. Для слепых над входными дверями автобусов необходимо установить динамики, озвучивающие номера маршрутов. Подобные устройства уже давно применяются в других городах (например, в Москве).
Дизайнеры из тамбовских «Городских проектов» разработали несколько вариантов новых маршрутных табличек для автобусов. Для примера мы взяли три муниципальных маршрута.
Для слабовидящих людей желтый — последний доступный цвет спектра. Поэтому номер автобуса мы разместили на желтом фоне и дальше развивали уже его.
К сожалению, мы сразу столкнулись с трудностями. Оказалось, что действующие ГОСТы обязывают указывать конечную остановку дважды. Хотя их можно и не соблюдать, транспортники не решались менять старые таблички, соответствующие стандартам.
Мы долго перебирали подходящие шрифты и тестировали таблички, а в итоге остановились на этом варианте. Здесь номер автобуса и расположение остановок читаются лучше всего.
Таблички с номерами необходимо будет подсвечивать световыми коробами - вечером становится трудно различить даже крупный шрифт и контрастные цвета. Это подходит слабовидящим, а слепых людей выручит динамик (речь о нем - ниже).
Что еще мы предлагаем мэрии?
Проблемы для слабовидящих начинаются уже с расположения остановок. Часто они установлены выше тротуара, и подобраться к ним трудно даже зрячим людям, особенно маломобильным (пенсионерам, родителям с колясками, горожанам с инвалидностью). Покалечиться у таких остановок очень легко, особенно в гололед. Они срочно нуждаются в реконструкции.
Остановка в Тамбове
Но до этого препятствия еще нужно как-то дойти. Остановки не так-то просто обнаружить, если у вас проблемы со зрением. Отличный вариант — более заметные павильоны. Прозрачные стенки слабовидящим разглядеть сложнее, поэтому их лучше делать из материалов, не полностью пропускающих свет (полупрозрачных - чтобы зрячие все-таки могли видеть подъезжающий транспорт).
Вокруг павильона можно установить яркие световые полосы. Они, правда, могут оказаться бесполезными зимой, если учесть, как плохо город чистят от снега и наледи. Поэтому в автобусах не помешают и световые полосы-указатели на входных ступеньках.
Границы остановки тоже следует обозначить, чтобы слепые и слабовидящие ненароком не выходили на проезжую часть. Самое простое бюджетное решение этой проблемы — тактильная плитка и контрастные цвета на подходе к транспорту.
На остановках также можно поставить указатели с их названиями и что-то вроде домофонов. Слабовидящий человек набирает на таком «домофоне» номер маршрута, а в ответ динамик сообщает ему время до прибытия транспорта. Эти указатели и динамики ставят по программе «Говорящий город», которая работает в России с 2009 года.
Пример грамотного использования тактильной плитки.
Пока что наша задача — показать властям, как может выглядеть общественный транспорт и его инфраструктура, комфортные для слабовидящих и слепых. Процесс запущен новыми табличками автобусов, но на этом мы, конечно, не собираемся останавливаться.
Вы можете поделиться этим материалом и многими другими нашими статьями и исследованиями в своих социальных сетях. Зарегистрироваться и стать частью сообщества можно здесь.