В этом году улицу Красная Пресня ожидают большие перемены. Главная интрига: появятся ли там велодорожки?
Делать благоустройство на Красной Пресне и участке Звенигородского шоссе (до ТТК) должны были еще год назад, в 2020, но помешала пандемия. Зато успели провести публичные слушания — в конце 2019 года жителям и муниципальным депутатам показали, что именно планируется сделать.
Перемены Красной Пресне действительно нужны. Урбанистическая теория нас учит, что у любой улицы есть две функции — транспортная и социальная. С транспортной здесь всё даже слишком хорошо — это магистраль, которая обслуживает не столько жителей района, сколько транзитный поток автомобилей. А вот социальная функция провалена. Широченная шумная улица — совсем не то место, где вы станете проводить время для своего удовольствия. Тротуары местами совсем узенькие — когда-то их подрезали, чтобы сделать парковочные карманы. Наземных переходов всего три на небольшом отрезке между метро «Краснопресненская» и «Улица 1905 года», и автомобили несутся что есть мочи прочь из города, преодолев узкое горлышко. Неудивительно, что здесь много ДТП.
Несмотря на это, на Красной Пресне всегда много людей. В том числе, велосипедистов. Это и коммьютеры, и спортсмены, и вездесущие курьеры. На шестиполосной магистрали далеко не все решаются ехать по проезжей части — большая часть велосипедистов движется по тротуарам. Понятно, что у пешеходов это восторгов не вызывает. Соответственно, правильный проект благоустройства обязательно должен включать велосипедную инфраструктуру, чтобы разделить потоки, убрать конфликты и сделать так, чтобы всем было хорошо и безопасно.
Именно такой проект нам и показывали в конце 2019 года. Но потом что-то пошло не так.
Работами по благоустройству в Москве ведает Департамент капитального ремонта (ДКР). Для Красной Пресни и Звенигородского шоссе он заказал ЦОДД разработку новой транспортной схемы, а конкурс на разработку всего остального благоустройства выиграла компания «Атлас». И если первые честно предусмотрели велодорожки в своём проекте, то вторые что-то мухлюют. По крайней мере, в визуализациях, которые сделал «Атлас» никакой велодорожки нет (а велосипедисты на тротуаре, кстати говоря, есть).
Среди московских урбанистов ходит легенда, что лет пять назад Собянин велел больше велодорожек в Москве не делать. Мол, не понравились москвичам велодорожки на Пятницкой и Большой Никитской, — значит, больше не получите. Первые московские велодорожки действительно были так себе — на Большой Никитской она устроена по центру тротуара и явно мешает пешеходам, а на Пятницкой вообще ведёт из никуда в никуда, обрываясь посреди улицы. Но это ведь не повод отказываться от велодорожек раз и навсегда — надо просто научиться их как следует проектировать. Проект велодорожек на Красной Пресне сделан качественно: они идут по самому краю тротуара, проектировщики также предлагали отделить их от пешеходов зелёными насаждениями. Но ДКР однажды взял под козырёк, и теперь он и его подрядчики методично истребляют велоинфраструктуру во всех своих проектах.
Несколько лет назад такая история уже случилась на Краснопресненской набережной — велодорожки были в проекте, но на стадии реализации исчезли. Есть большой риск, что на Красной Пресне велодорожек мы тоже не получим.
Впрочем, есть смысл за них побороться. Сделайте это прямо сейчас — подпишите обращение к мэру Москвы за велодорожки на Красной Пресне.