В список работ по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» в Самаре за последние 5 лет попали дорожные участки на 142 улицах во всех районах города. По каждой из этих улиц мы оценили, достиг ли нацпроект целей по снижению аварийности. Для оценки мы использовали официальные данные ГИБДД — в них учитываются только аварии с пострадавшими. Всего в нашей мега-таблице, куда попали все аварии за каждый год с разной тяжестью последствий, получилось 2556 значений. К каждой улице аналитик из самарских Горпроектов составил описание реконструкции и как оно отразилось на безопасности улицы.
Очень показателен пример Полевой улицы на окраине центра Самары, где ремонт проводился летом 2017 года. За год до этого и в год реконструкции там произошла одна авария с пострадавшими. Затем ситуация стала становиться хуже: по 5 аварий с пострадавшими в 2018 и 2019 годах, девять таких аварий — в 2020-м (тогда же погиб один человек). Более того, с января по октябрь этого года на Полевой уже произошло 10 аварий с пострадавшими. Тренд на рост травматизма продолжается.
Почему так происходит? Ответ прост: для того, чтобы улица стала, а не казалась безопасной, по сути ничего не было сделано. Список работ ограничился перекладыванием ответственности асфальта и установкой новых и обновлением старых противопешеходных заборов. Никаких мер по успокоению трафика не применили, и водители стали чаще ездить с небезопасной скоростью: заборы поспособствовали «туннелированию» зрения, а широкие ровные полосы побуждают водителей разгоняться.
Не стало лучше и пассажирам трамвая: вагоны стоят со всеми автомобилями в пробках — пути никак не обособлены. Отдельная инициатива, не в рамках программы «Безопасные и качественные дороги», по обособлению путей хотя бы разметкой (хотя надо, конечно, бордюрным камнем) — и та провалилась. Пассажиров высаживают прямо на проезжую часть.
Полевая улица — самый яркий пример бессмысленности траты огромных средств на даже не сохранение статуса кво, а прямо на снижение уровня безопасности улиц. Помимо неё, примерно в четверти случаев реконструкция ограничилась только заменой дорожного покрытия, на таких улицах стали превышать скорость. Местами изменились привычные схемы пешеходных переходов — в этих случаях количество аварий увеличилось. Ещё четверть улиц были безопасными до ремонта и остались таковыми и после. Лишь в редких случаях улицы стали безопаснее — когда проектировщики продумали новую схему движения, поставили светофор и разделили фазы для поворота налево.
Программа «Безопасные и качественные дороги» должна была сделать улицы Самары безопасными, но, как мы видим, этой цели программа не достигает, а даже наоборот. Самые загруженные и аварийные улицы после ремонта не становятся безопаснее, а аварийность даже растёт. Из-за этого растут количество пробок и среднее время в пути. Безопасными чаще всего остаются те улицы, где и до этого не было никаких проблем с аварийностью. Чтобы исправить проблемы самарских улиц, предстоит проделать ещё многое — в том числе и перестроить те улицы, которые уже были испорчены.